Что такое «сенсорная интеграция»? Или «Я особенный, мама! Часть 3»

Часто ли мы задумываемся над тем, что любое наше проявление, будь-то физическое, эмоциональное, психическое или умственное, всегда есть результат работы нашего мозга? По большому счету, именно мозг управляет всеми видами активности.

В прошлой статье я говорила о том, что очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Свой внутренний и окружающий миры ребенок осознает через сенсорные каналы – зрение, слух, вкус, обоняние и другие тактильные ощущения. И у каждого ребенка, и в целом человека, есть свой любимый канал восприятия, через который он организует свое представление о мире. Наряду с тем, что есть наиболее предпочитаемый канал восприятия, информация из других каналов тоже поступает в мозг и организуется должным образом. Но в случае каких–либо нарушений происходит сбой в поступлении и организации информации. При этом причина нарушения могут быть самыми разными: от генетических изменений до физических травм.

Действительность или реальность нашего мира собирается в головном мозге как будто бы в большой пазл. Каждая деталь такого пазла – кусочек информации, который поступил по тем или иным сенсорным каналам. Согласно тому, насколько собираемый пазл отвечает реальному обстоятельству дел, формируется эмоциональный, чувственный и интеллектуальный ответ на действительность.

Так, если мы любим шоколадный торт, давным-давно его не ели, а он стоит на столе. Мы его видим. Слышим его запах. Слышим, как кто-то рассказывает, какой он вкусный. Мы вспоминаем его сладкий вкус у себя во рту. Невольно тянемся к нему. Все сложнее устоять от соблазна. Но если мы не любим шоколадный торт – возникает совершенно другой ответ – равнодушие или отвращение. Вот один из самых простых примеров сенсорного восприятия, который привел к чувственной и поведенческой реакции.

Любая деталь реальности как будто кодируется в головном мозге. И если нарушается один из элементов кода – деталь искажается. И то, что человек в этом случае воспринимает, не соответствует действительности.

Любой способ сбора и организации информация об окружающем мире называется «сенсорная интеграция».

Сначала ребенок полагается только на свои органы чувств. И по мере взросления некоторые сенсорные процессы замещаются социальными и интеллектуальными навыками. И если существуют какие-либо нарушения в интеграции информации, поступающей через органы чувств, то автоматически возникают нарушения в умственном и социальном развитии ребенка.

Другими словами, если ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела, он не в состоянии адекватно оценить реальность, а потому почувствовать и отреагировать соответствующим образом. В этом случае мозг не обрабатывает и не упорядочивает информацию раздражающую сенсорные каналы и в результате ребенок не получает точные сведения не только об окружающем мире, но и о самом себе. Понятно, что такое обстоятельство дел сказывается и на обучении маленького человека, и на его поведении.

Ниже я попробую описать наиболее встречающиеся нарушения, их влияние на восприятие информации через сенсорные каналы и то, как это отражается в жизни ребенка:

  1. Между корой больших полушарий и продолговатым мозгом расположена лимбическая система. Одной из ее функция является определение и учет сенсорных импульсов. Когда в этой системы происходят нарушения, ребенок как бы не замечает или не обращает внимания на одни вещи, в то время как на другие реагирует слишком чувствительно. По большому счету, дети с таким нарушением не фиксируют многое из того, что с легкостью замечают другие. Так, ребенок может не обращать внимание на речь, обращенную к нему или на человека стоящего напротив него (взгляд «сквозь» человека).

  2. В головном мозге существует область, которая отвечает за побуждения человека к действиям. В случае нарушения этой части мозга, ребенок может терять интерес к любым действиях, как новым, так и уже освоенным, благополучно забывая то, что раньше умел делать. В случае такого нарушения, детки легко забывают то, что давно не делали или не использовали; очень сложно относятся к изменениям режима дня или перестановке мебели в доме.

  3. Суть еще одного вида нарушения проявляется в несоответствии реального сенсорного импульса с его отражением в головном мозге. По большому счету, происходит нарушение в интерпретации и интенсивности сенсорного импульса. Так, дети могут воспринимать звуки как более громкие, чем они есть на самом деле. Или при сильном ранении не чувствовать боли.

Таким образом, весь смысл терапии в этой методике сводится к научению ребенка воспринимать то, что теряется из-за особенностей функционирования мозга. Терапевты, работающие в этой методике, тренируют ребенка видеть то, что раньше малыш не видел, слышать то, что не слышал, чувствовать, что не чувствовал, но что важно видеть, слышать и чувствовать, для того, чтобы адекватно реагировать на окружающую действительность. Для этого терапевты учитывают два момента:

  1. Определяют, что ребенок упускает из своего восприятия.

  2. Учитывая пробелы, подготавливают ряд упражнений, которые будут тренировать восприятие того или иного сенсорного стимула.

Лично мне нравится в этой методике то, что придумывание упражнений, подготовка материала для сенсорной стимуляции оказывается простым интуитивным делом. Любой родитель может с этим справиться! Например, у вашего ребенка гиперчувствительность. Что можно сделать? Из простого логического рассуждения вытекает, что нужно стимулировать ту область, в которой он чувствителен. Так, если нам никогда не делали массаж, массаж может оказаться для нас целым болевым испытанием, но проходит время и потихонечку спина и все тело привыкает к движениям массажиста. Так и с гиперчувствительным ребенком – аккуратные, иногда случайные поглаживания, к которым он постепенно привыкнет, решит одну из задач по сенсорной стимуляции. В том случае, если, наоборот, чувствительность ребенка слабо выражена, можно применить силовое давление.

А вот если ребенок не воспринимает речь? Тоже оказывается логически все понятно. Сначала обращаем внимание на предметы. Учимся их видеть, узнавать в речи. Затем изучаем глаголы – учимся видеть действия, определять их, слышать о них и так далее.

При всей простоте логического понимания процесса, сложность возникает только в том, что упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда, будут видны результаты. Большой плюс этой методики заключается в том, что этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка. Так, например, малыш тянется за игрушкой. Подхватите ее. Поиграйте с ней, как она убегает он малыша. Пусть он ловит ее на разных расстояниях от глаз. Так малыш учится не только координировать свои движения, но и фиксировать взгляд на объекте. Более того, эту игру можно наполнить эмоциональностью, что сделает общее времяпровождение ребенка и родителя приятным, веселым и запоминающимся, обеспечивая реальный контакт и сплоченный союз между всеми членами семьи.

Более подробно о всех нарушениях в сенсорных каналах и возможных упражнениях на их стимуляцию мы поговорим в следующих статьях, а сейчас мне важно подчеркнуть, что сенсорная интеграция – это начало, после которого нужно иметь в виду и социальное, и интеллектуальное развитие ребенка.

Когда я написала первый вариант этой статьи, у меня возник интересный разговор с другим специалистом на эту тему. Коллега обратила мое внимание, что я неосторожно разделила сенсорную интеграцию и интеллектуальное развитие. Действительно, эти два процесса не могут идти параллельно. Если сенсорная интеграция – это сбор и организация информации об окружающем мире, а интеллект – это умение использовать эту информацию, то одного процесса без другого просто не существует. И тренируя сенсорное восприятие, мы обогащаем деятельность интеллекта, косвенно его стимулируем.

Однако, к минусам этой методики часто относят то, что она не включает интеллектуальную стимуляцию. Думаю, здесь имеется в виду, что в ней нет именно специально разработанных упражнений на развитие памяти, логического, образного, творческого и других видов мышлений. Но, вообщем-то, это и не входит в задачи сенсорной интеграции, так как интеллект – это не сенсорный канал. И в конечном итоге, по мере того, как растет и развивается ребенок, приходится применять специально направленные методики, которые помогают ребенку анализировать и использовать ту информацию, которая уже есть у ребенка в сознании.

И все же, честно говоря, если бы я была рекламным агентом всевозможных методик по развитию и обучению детей, я бы особенно горячо рекламировала именно сенсорную интеграцию. Именно с нее все начинается. Именно она включает или задействует компенсаторные функции головного мозга, позволяющие любому ребенку в своем темпе учиться переступать через свои ограничения. Именно она запускает процесс работы и развития, создает прочную базу для активного взаимодействия с окружающим миром.


Статья была написана для Портала донецких родителей




comments powered by HyperComments