Помнит ли кто-нибудь из нас тот самый момент, когда пришло понимание и осознание себя как мальчика или девочки? Это происходит как-то само собой, естественно и незаметно. И, кажется, что и сомнений-то никогда не было. Да, большинство детей очень доверчивы! Но, черт возьми, может быть, такое было и у вас когда-нибудь?! Я, будучи девочкой, да и уже во взрослом состоянии иногда задумываюсь: «Мда, жизнь бы была гораздо проще, будь я мальчиком! Им живется гораздо легче». И как часто я слышу от своих друзей-мужчин: «Эх, да что вы, женщины, вам проще и легче. Вот бы жизнь у меня была, если бы я была…».
Вообщем, я с нетерпением ждала Наташу. Наташе девять лет. Она, в свои девять лет, серьезно задумалась над ответсвенным вопросом: «а может ли она становиться мальчиком? И когда может?». Поэтому, когда эта симпатичная девчушка вошла с мамой ко мне на консультацию и мама представила ее мне:
— это ДЕВОЧКА НАТАША, — устало подчеркивая, как будто лишний раз напоминая дочке, что она девочка.
— а я Надя, — присаживаясь на корточки, чтоб быть чуть ниже ее, сказала я, а потом добавила, но уже на ушко, — а у тебя есть настоящее секретное имя?
Наташа недоверчиво посмотрела на меня, помолчала, а потом ответила так же тихонечко, на ушко:
- Женя.
Я подмигнула и показала жестом «класс»!
Конечно, некоторую предисторию, то, чем жила Наташа, пока не задумалась над вопросом о своей половой принадлежности, я уже знала из нескольких встреч с мамой. В один момент своей жизни, Наташа не захотела вырастать женщиной. Не нужно быть профессиональным психологом, чтобы понять, что для этого у девочки были все жизненные основания.
Детский взгляд на мир отличается особым восприятием и принятием действительности. И только, процитирую классика, «невыносимость бытия» заставляет ребенка и, в целом, любого человека искать другие формы комфортного существования. Так, когда невыносимо здесь и сейчас, когда сталкиваешься с беспомощностью , растерянностью или бессилием, вдруг замечаешь, что уходишь в иллюзии, мечты и фантазии, которые пусть и уводят от действительности, но в которых становится чуточку легче.
Еще Павлов, а за ним Ленг и Боуэр говорили о стремлении всей психофизиологии человека к некоторому «адаптивному положительному разрешению», т.е. к такому разрешению при котором возникает адекватная реакция и соответствующее восприятие себя и действительности. Конечно, иногда этот процесс останавливается, замирает. Так, Наташа столкнулась в своей жизни с чем-то таким, с чем сама, на основе того опыта и знаний о себе и окружающей жизни, справиться не могла. Все, что мы могли сделать с родителями – это расширить ее опыт . К чему и приступили, сразу же после знакомства.
Как обычно бывает на первой консультации с ребенком, мы начинаем играть… Отовсюду достаем игрушки, просто и мирно разговариваем о тех же игрушках, о родителях, о себе самих и даже о жизни. И потихонечку..из всей этой огромной кучи игрушек и слов вырастает сюжет… то ли сказка, то ли просто игра:
«Жил да был старый дом. А когда-то дом был только что построенный, красивый и большой (И я начала строить дом из кубиков, благо их у меня очень много, приглашая помочь мне мою новую подружку). Жила в этом доме «просто семья».
(Когда я у Наташи в самом начала нашей встречи спросила о том, с кем она живет в своем доме, она ответила: «просто с семьей», поэтому чтобы не быть многословной и рассказывать явные детали похожести игрушечной семьи с ее настоящей семьей, я, процитировав, просто намекнула. В этом случае, даже если она не хочет (а она не хотела) говорить о своей семье, а говорить мы будем именно о ней, она не сможет возразить, ведь нигде нет явного указания, что мы говорим о семье даже чуточку похожей на ту, в которой она живет).
В этой семье, наверное, были дети, как думаешь? Давай выберем одну.
(это не грамматическая ошибка, это я так намекаю, что выбрать нужно куклу именно женского пола. Когда Наташа выбрала куклу, я познакомилась с ней и сделала ей ряд комплиментов, сравнивая ее красоту с Наташиной. Я ни в коем случае не подчеркивала, что Наташа девочка, но я подчеркивала, что она однозначно красивАЯ, что было, кстати, правда).
А дальше я попробую повествовательно рассказать ту сказку-игру, которая у нас получилась с Наташей. Оказалась сказка не такой уж и простой, поскольку была гипертрофированным вариантом реальной истории, которая произошла с моей новой подружкой. Именно после этой истории Наташа решила пробовать новую себя, себя как мальчика. А из содержания вам не составит труда понять, какой была реальная ситуация.
Однажды Жанна (именно так мы назвали девочку, которая жила в построенном нами доме) со своим лучшим и единственным другом Сашей вместе играли на полянке. И когда все игры уже наскучили, Саша предложил покататься на лошадях. Он очень любил кататься верхом, а вот Жанна боялась. Она ездила только в карете и немножко верхом, когда кто-нибудь держал лошадь.
— Эй, ты трусиха, девчонка-трусиха!!!! – обзывался Саша.
Жанне стало очень обидно и она запрыгнула на лошадь вслед за Сашей, чтобы во что бы то ни стало доказать, что она никакая ни трусиха! Лошадь рванула вперед и какое-то время бежала на ровне с лошадью, которую оседлал Саша.
— Я тебя перегоню! – кричал друг и ударил плеткой по бокам лошади!
Его лошадь вырвалась вперед. Вдруг он неожиданно ударил лошадь Жанны. Лошадь подпрыгнула и сбросила с себя маленькую девочку. Жанна очень испугалась. Она упала прямо под копыта лошади и чудом уцелела.
В тот самый момент, когда Жанна поняла, что с ней все в порядке, она услышала громкий смех своего друга: «ха-ха-ха, слабачка и трусиха!!!! Только девчонки ревут как коровы!!!»
Жанна встала, отряхнулась и тихонечко, расплакавшись, пошла домой. Ей было очень обидно. А еще она почувствовала себя маленькой и слабенькой. Конечно, дома все ее утешали и жалели, но от этого ей становилось только хуже. Она все время вспоминала обидные слова своего друга. А потом вдруг решила, что все это из-за того, что она девчонка! Потому что будь она мальчиком, все было бы совсем по –другому: она смогла бы тогда ездить на лошадях без страха, побеждать в скачках, и заступаться за себя, если ее кто-нибудь обижает! И тут она поняла, что не хочет быть больше девочкой (как будто это человек решает, кем ему быть мальчиком или девочкой).
Итак, она решила быть мальчиком.
Но как это ни странно, даже тогда, когда она решила быть мальчиком, и даже как будто бы стала им, она продолжала бояться лошадей, может быть даже чуточку больше, чем раньше, после того, как упала.
И вот однажды… случилось горе…. Загорелся дом.. вспыхнул ярким красным пламенем. Родители оказались окружены огнем и не могли выбраться из своей комнаты. Никакой надежды на спасение… хотя…. Может быть… Жанна! Жанна не задумываясь выскочила на улицу, вскочила на коня и поскакала, что есть силы в соседнюю деревню за помощью.
И только на огромной скорости со своей лошадью она поняла, что она мчится верхом, что есть мочи, а боится она не лошади, а того, что может не успеть, чтобы помочь родителям. И как в тумане предстал пере ней образ того, как ее бабушка однажды говорила ей: «Жанночка, не тот мужественный, кто не боится, а тот кто справляется со своим страхом. Бояться умеют все: и мальчики, и девочки, но не все мальчики, как и не все девочки могут победить свой страх!»
Конечно же, Жанна быстро доехала в деревню, собрала людей, которые помогли потушить пожар и спаси родителей. И все удивлялись, какая смелая и храбрая девочка, не каждый бы мальчик так поступил!
А дальше был бал. И куклы радостно бесились и танцевали».
А потом Наташа сказала мне:
— А я тоже мальчик.
— Ух ты! Как это здорово!!! – вскликнула я! Это же просто потрясающе!!! Как я рада! Ты же знаешь, что девочкам нельзя носить тяжести? Я вот девочка, мне нельзя, значит ты можешь мне помочь вынести мусор. Мне срочно его нужно отнести в мусорный бак, но он очень тяжелый. Поможешь мне? Если ты мальчик, значит тебе можно таскать всякие тяжести.
Наташе некуда было деваться, как согласиться.
Я быстро побежала в кухню, схватила мусорный пакет, запихнула туда три кг картошки, побежала в зал, схватила старые журналы и книги: прощайте сборник «одесский юмор», В. Скотт «Пуритане» и Ю Герман «Дорогой мой человек». И готовый мусорный пакет вручила Наташе.
— Что-то тяжеловато, — сказала она
— Да, так точно, а ты думал, почему это я тебя прошу?
И мы пошли к мусорному контейнеру, потихонечку разговаривая о том, о сем. У меня на счет мусорного пакета не было никаких планов, почему-то вот просто пришла такая идея, чуточку
прикоснуть ребенка к настоящему мужскому миру (ну, мусор выносить, тяжести таскать). Говорю и почти не шучу. Честно говоря, когда мы шли, я про себя думала, что что-то я глупостями занимаюсь, как вдруг Наташа говорит, ставя пакет на землю:
— Вообще-то я не всегда мальчик, очень редко.
— Как это?
— Ну, в школе когда надо ударить..
— То есть ты в мальчика превращаешься или ведешь себя как мальчик?
— Та это же они драчуны, я же дерусь, значит я мальчик!
— Как мальчик дерешься
— Да, очень сильно
— Так ты девочка или мальчик?
— Ну девочка я!
— Так, а чего ты тяжести таскаешь? – начинаю ее ругать, — ты бессовестная девочка, разве ты не знаешь, что тяжести носить нельзя? Тебе мама не говорила? Наверное, ты такая же непослушная девочка, как и драчливая девочка.
Мы рассмеялись. А мне стало гораздо легче, потому что раздражения и сопротивления на то, что я назвала ее девочкой не было.
Когда мы вернулись, Наташа пошла дальше играть , а мы с мамой решили некоторое время не акцентировать внимание на ее превращениях, но всячески приобщать ее к женскому миру , подчеркивая и ее красоту, и то, как одежда на ней сидит, и то, какой вкусный салат она помогла сделать маме. И самое важное, то, что никакими словами не описать, не объяснить и не научить – мамин пример.
Как мало мы уделяем внимание такому простому факту, что дети учатся быть женщинами и мужчинами, мамами и папами, и даже просто людьми, счастливыми и несчастливыми НЕВЕРБАЛЬНО. Учатся воспроизводить в своей жизни то, что видят в семье. И в этом ракурсе может показаться очень важным, даже ради детей, не забывать о себе!
Пусть это звучит немножко парадоксально, но вспомните, как в самолете в экстренной ситуации симпатичные стюардессы учат одевать маску сначала на себя, а потом уже на ребенка. Неспроста это все!!! Хочешь видеть свою взрослеющую дочь нежной, аккуратной, веселой, самодостаточной? Здорово! Мама, покажи своей дочери, как это быть такой женщиной! Хочешь видеть своего сына крепким, решительным, целеустремленным, веселым и довольным? Здорово! Папа, покажи сыну как это быть таким мужчиной! Да, изначально мир ребенка начинается с внутреннего мира его родителей.
Наша первая встреча с Наташей прошла для нее интересно. Она уходила от меня веселая и довольная. Ее мама ушла с удивлением и облегчением. Для нее оказалось новостью, что заботиться о себе – это не роскошь, а жизненная необходимость, польза от которой на всех уровня неоценима. А я, закрывая дверь, вдруг задумалась о той грани, где люди перестают быть только человеками, но остаются мужчинами и женщинами.