Мне вдруг стало непонятно, почему люди так боятся конца света и вообще смерти. Наиболее ярко и впечатлительно об этом давным-давно написал Иоанн Богослов. Эту книгу называют «Откровения Иоанна Богослова». Ее второе название — «Апокалипсис». По-моему, одна из самых радостных книг, которую я когда-либо читала. Ведь, по своей сути, она о единственной конкретной, реальной человеческой встрече с Богом (творцом, вселенной, всем), о факте абсолютного единения с ним.
Я могу понять атеистов. Они видят смерть в ее материальном воплощении: все эти обезжизненные, разлагающиеся и гниющие тела близких, друзей и знакомых. Гнустно, горько, грустно, больно, несправедливо. Но религиозный, верующий люд, который бы должен знать гораздо больше нашего о душе человеческой и загробной жизни в целом?
А если к «откровению» прибавить другие эзотерические взгляды, где после смерти душа человеческая, возвращаясь к своим истокам, ЕСТЕСТВЕННО соединяется со своим началом — Богом! Тогда загробная жизнь предстает в исключительно благостном свете. Тут и покой, и свет, и конец всех жизненных мучений: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл», «и ничего уже не будет проклятого».
Складывается впечатление, что сами верующие не особенно живут тем, о чем пишут их святые писания. Прячась за ритуалами и мудрствованиями (вот прям как я сейчас), уходят от реальной встречи со своей конечностью. Сама религия стирает грань между смертью и жизнью. Все эти обряды и переходы души по судам (частный и всеобщий суды божьи в православной религии), реинкарнациям и движение по колесу Сансары (в восточных практиках) растушевывают факт смерти. На сегодняшний день напрочь исчезла из жизни культура старения и умирания. Как-будто кто-то отобрал у человека накопленные веками инструменты и в целом возможность подготовить себя к грандиознейшему событию в своей жизни. Кто-то обезоружил человечество. А если человек не знает как справиться с тем, что его пугает, страх возрастает. И вот человек, дабы убежать от неизбежного, иллюзорно мыслит себя бессмертным. Плохо это — врать себе.
Я все-таки дерзну сказать, что для ЖИЗНИ человека, как на второй чаще весов, важна СМЕРТЬ человека. Именно из этого баланса, на границе двух необъяснимых и непостижимых человеческим сознанием явлений, рождается качество человека, его личная история, его ЖИЗНЬ. И если факта смерти в сознании (не в знании) и чувствовании не существует, то и вся жизнь перестает иметь ясные очертания. Размывается время, исчезает тонус, пропадают силы, теряются дела, жизнь переносится «на завтра».
Помните Кастанеду, которого дон Хуан учил: «В жизни всегда советуйся со своей смертью»? Когда я впервые ее прочитала, будучи подростком, я подумала, что эта фраза об остроте ощущений: «Коль завтра ты можешь умереть, живи на полную катушку!». Мой юношеский максимализм баловал меня в свое время! Но за неопытностью тогда я не заметила, как под шлейфом смерти вдруг наделяются смыслом самые обыкновенные рутинные человеческие отношения. Запах любимого человека, стук его пальцев по клавишам, ежесекундное «Мааааам» ребенка, тусклый свет лампы на кухне, — все это приобретает черты настоящего чуда. Вся остальная шелуха кажется необходимым, но недостаточным условием. Вдруг меркнут ценности, за которыми бежал чуть ли не всю свою жизнь. Сквозь смерть ясно видишь их труху. И глубинной, волнующей ценностью обволакиваются вещи, которые прежде казались серой банальностью, обыденностью. Как будто смотришь через специальные очки, почти что прибор ночного виденья. Из темноты проступают все твои отпечатки, которые останутся в жизни после твоего успешного почина. Вовремя сказанное слово, подставленное дружеское плечо, тот самый поцелуй, уроки с ребенком, законченный проект, ожившая в делах идея, — так много всего!!! Действительно, есть ЧЕМ жить!!!
В христианском мировоззрении есть второе слово, обозначающее смерть, — успение. Если знакомое нам слово «смерть» в христианской мистике используется зачастую с прилагательным «напрасная», то «успение» говорит совсем о другом. Хороший термин тому, что человек успел исполнить за свою жизнь все, что в нем выражалось. И сейчас я вспоминаю строки Марины Цветаевой: « Господи! Душа сбылась: Умысел твой самый тайный». Может быть «успение» как раз об этом? А осознание своей конечности, как фильтр, отсеивает лишнее и помогает точно увидеть,что конкретно важно успеть?
Я точно не знаю, просто хочу пожелать тебе, мой дорогой читатель, осмеливаться и идти за тем, что ведет тебя изнутри, за тем, что внутри тебя просит своего выражения, а не за тем, что подобно грязи цепляется к тебе снаружи!